Формирование учетной политики организации

Подготовка и сдача отчетности

С целью ведения бухгалтерского учёта каждая организация должна формировать учётную политику. Этот документ является инструментом управления компанией, помогает контролировать имущество и обязательства, позволяет минимизировать налоговое бремя и увеличивать доходы.

Что это и зачем нужно

Учётная политика – это внутренняя документация, в которой отражены основные способы и принципы ведения бухучета юридических лиц. Она формируется на базе критериев, утвержденных с ПБУ 1/08. В УП определяются особенности учёта, такие как:

  • план счетов;
  • бланки первичных документов;
  • методы оценки активов и пассивов;
  • порядок инвентаризации;
  • правила документооборота;
  • другие вопросы.

Способы формирования учетной политики организации:

  • для целей бухгалтерского учета;
  • для целей налогового учёта.

Они могут создаваться в виде единого документа с двумя разделами или оформляться отдельными документами.

Особенности формирования учетной политики в первую очередь связаны со спецификой функционирования предприятия.

Структура

УП организации создается в установленной последовательности. В ней должны отражаться аспекты деятельности предприятия:

  • организационные – бланки первичных документов, план счетов, перечень ответственных лиц;
  • методический – определение порядка бухучета имущества, ОС, начисление амортизации, признание доходов и расходов.

Именно от методического аспекта зависит содержательность формируемой информации и ее раскрытие в бухгалтерской отчетности.

Формирование

Порядок формирования учетной политики организации состоит из этапов:

  • оценка предприятия – наиболее важный этап, на котором определяется налогообложение, особенности документооборота и другие моменты;
  • актуализация используемых способов бухучета и приведение их в соответствии с требованиями законодательства;
  • определение порядка раскрытия сведений о функционировании для внешних и внутренних пользователей.

Принципы формирования учетной политики:

  • полнота – отражение всех сфер функционирования организации;
  • своевременность – фиксирование в бухучете операций в момент их осуществления;
  • осмотрительность – согласие к признанию расходов в большей степени, чем доходов;
  • приоритет содержания над формой;
  • непротиворечивость – соответствие данных аналитического учета остаткам по счетам синтетического учета;
  • рациональность – учитывание величины субъекта при принятии управленческих решений.

Все эти принципы должны быть учтены при разработке УП.

Оформление

Ответственность за формирование УП предприятия возложена на главного бухгалтера. Именно он должен составить документ и определить порядок и способы учета. Утверждает УП руководитель компании внутренним приказом.

При применении УП должен соблюдаться принцип последовательности её применения в организации, то есть она должна использоваться на протяжении длительного времени, из года в год. Но это не означает, что в нее нельзя вносить изменения. Порядок и ситуации, в которых документ необходимо изменить, регламентируются ст. 313 НК РФ.

Сроки

УП должна быть сформирована не позднее чем через 90 дней с момента постановки на учет организации. Учетная политика относится к числу обязательной документации, которая предъявляется ИФНС при проведении проверок. Если при запросе выяснится, что УП отсутствует, то отвечать за это будет руководитель фирмы. Он будет оштрафован на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того саму организацию оштрафуют на 200 рублей.

Если инспекция выявит, что формирование УП происходило с нарушениями требований бухгалтерского или налогового законодательства, и это привело к занижению налоговой базы, то размер штрафа будет от 10 до 30 тысяч рублей.

Наша компания оказывает услуги по формированию учетной политики для учреждений всех форм собственности. Наши преимущества:

  • опыт работы с 2001 года;
  • гарантия соблюдения всех требований законодательства;
  • комплексное оказание услуг;
  • срочная подготовка документа.

При формировании УП наши специалисты учтут специфику предприятия и определят оптимальные способы ведения учёта и порядок документооборота.